На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЖАКА

187 575 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Сартин
    Полюбила тракториста, с трактористом я была. Две недели сиськи мыла, и соляркою ссала.Человек успокаива...
  • Элеонора Коган
    Прекрасный рассказ, спасибо вам, Олег!!!!И кошечка Красавица, и её котята, и собачье семейство, и Зайка все были обла...Настоящая мама
  • Валера Морозов
    Красавчик!Надо отпустить

Извозчик, ямщик и кучер: в чём разница?

История транспорта до появления автомобилей полна колоритных профессий, связанных с лошадьми и повозками. Три термина — извозчик, ямщик и кучер — часто вызывают путаницу. Кто эти люди, чем они занимались и как их различить?

Извозчик  —  таксист
Извозчик — это  частный  перевозчик,  работавший  в  городах.

  Если по-современному, то это таксист.  В  XIX  веке  извозчики  были неотъемлемой частью городского пейзажа Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. Они стояли на специальных стоянках или ездили в поисках пассажиров, крича: «Извозчик! Куда прикажете-с?»

Особенности:
Работа за плату: Пассажир нанимал извозчика для поездки по городу, стоимость зависела от расстояния.
Знание улиц: Хороший извозчик ориентировался в городе как современный навигатор.
Социальный статус: Часто выходцы из низших сословий, крестьяне, перебравшиеся в город.
Тип повозки: Лёгкие экипажи — пролётки, дрожки, зимой - сани.

Извозчики делились на «вАнек» (дешёвые), «лихачей» (скоростные, с лучшими лошадьми)  и «голубчиков» (элитные, с коврами и подушками).

Ямщик  —  дальнобойщик

Ямщик — ключевая фигура в системе ямской гоньбы, государственной почтово-транспортной службы, существовавшей с XV века. Они обеспечивали связь между городами, перевозили почту, казённые грузы и пассажиров.

Особенности:
Государственная служба: Ямщики работали на казну, получали жалованье и льготы (например, освобождение от налогов).
Станции (ямы): На пути следования были ямы — пункты смены лошадей. Ямщик мог менять упряжку каждые 20–30 вёрст, чтобы сохранить скорость.
Дальние маршруты: Ездили между городами, часто в любую погоду.

Культурный след: Их образ запечатлён в песнях  и литературе, например, у Пушкина, Гоголя.

Ямская служба исчезла с развитием железных дорог в конце XIX века, но ямщики остались символом русской дорожной романтики.

Кучер  —  персональный  водитель

Кучер — это возница, управлявший частным экипажем. В отличие от извозчика, он не искал клиентов, а служил конкретному хозяину: дворянину, купцу или чиновнику.

Особенности:
Личный слуга: Часто крепостной или наёмный работник, знавший привычки господ.
Роскошь и статус: У богатых домов кучера носили ливреи, а экипажи украшались гербами.
Универсальность: Работал и в городе, и в усадьбе, мог сопровождать барина в долгих поездках.
Искусство управления: Виртуозно владел кнутом и вожжами, чтобы лошади шли «как по нитке».

Кучер не получал плату за каждую поездку, потому он был на содержании хозяина или, как б сейчас сказали, на окладе.

Если подытоживать, то извозчик занимался коммерческими перевозками в городе и был самозанятым; ямщик был госслужащим на окладе с привилегиями, ездил в основном по трассам (трактам) между городами; кучер же — это наёмный рабочий с ненормированным рабочим днём, работающий на хозяина, когда и где тот скажет. И ешё было «грузовое такси» — «ломовики». У них была усиленная телега и лошади-тяжеловозы. Именно они доставляли воду, вывозили снег и помогали доставить продукты на рынок.

Каждый внёс вклад в историю доавтомобильного транспорта: ямщики связали страну почтовыми трактами, извозчики стали символом городской жизни, а кучера олицетворяли сословную роскошь. Их профессии исчезли, но остались в пословицах, песнях и книгах, напоминая о времени, когда дороги измерялись копытами и колёсами.

Из  разных  источников

 

наверх